Центр домашнего обучения «Алгоритм»
г. Москва, ул. Земляной вал, дом 54, строение 2
info@odoportal.ru

skype: onlinealgorithm

8-495-781-10-30 8-800-555-99-53

Эксперты о семейном образовании

Согласно статистическим данным, не все дети школьного возраста в этом году проведут девятимесячный марафон в школе с ежедневным приходом в классы, уроками, переменами, ответами у доски и другими привычными событиями.

Около 100 тысяч школьников разных возрастов сегодня находятся на домашнем обучении. При таком  обучении весь школьный педагогический состав ребенку заменяют родители, расписание составляется с удобством для ребенка, а образовательная программа осваивается в наиболее комфортных условиях и режиме. Официальная школа в этом случае периодически проверяет знания учащихся, после чего дает добро на их переход к освоению программ следующих классов и в итоге после сдачи госэкзаменов выдает школьный аттестат.

Такая форма освоения школьных знаний, как семейное образование, не слишком распространена в нашем обществе. Большинство ознакомлено с ней как с альтернативой традиционному образованию, к которой прибегают в связи с физической невозможностью ребенка посещать школу. Однако семейное образование отличается от данного варианта. Во-первых, для такой формы обучения не требуются какие-либо показания по состоянию здоровья, и перейти на нее может абсолютно каждый. Во-вторых, успеваемость детей при этом не является ответственностью школы, которая отвечает только за аттестацию учащихся, проходящую в форме экстерната. За качество знаний в этом случае отвечают исключительно родители детей.

Эксперты отмечают, что сегодня вокруг семейного образования распространено множество предрассудков. Главный из них – ребенок не сможет стать полноценным субъектом общества вне школьного коллектива. Однако согласно утверждениям приверженцев семейной формы обучения, реальное положение вещей напрочь устраняет подобные представления.

Председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко рассказал, что уже давно научно доказано – ребенок учится лучше, если в процесс обучения вовлечены его родители. Для традиционной школы же больше характерна ситуация, когда родители практически не обращают внимания на учебу своих детей. В семейной форме образования, при которой мама и папа заменяют весь педагогический коллектив сразу, это исключено. К тому же, согласно наблюдениям, познавательный интерес тех, кто учится дома, во много раз сильнее, чем у традиционных школьников.

По словам Ткаченко, дети на семейном обучении порой усваивают материал быстрее, чем те, кто посещает школы. Он привел пример одной знакомой ему семьи, в которой ребенок в начальной школе обучался дома. На следующий учебный год в семье зашла речь о том, чтобы учиться в школе, «как все». Выяснилось, что этот ребенок, которому по возрасту полагалось идти в 5 класс, по уровню своих знаний может учиться в 7.

Эксперты по семейному образованию убеждены, что все страхи относительно того, что без школы дети плохо социализируются, не более чем миф. По его мнению, каждый «семейный» ребенок неизменно открыт, коммуникабелен и социально активен. Причем данные качества у них проявляются иногда сильнее, чем у их ровесников, посещающих обычные школы. По наблюдениям, школьникам порой намного труднее общаться, так как они более «отформатированы» под определенные принципы поведения в обществе. А у детей на семейном обучении таких проблем, зачастую, не наблюдается.

Как показывает практика, на сегодняшний день отношение к семейному обучению в социуме пока довольно настороженное. К примеру, почти все опрошенные родители детей на домашнем обучении рассказали, что хотя бы однажды, но сталкивались с непониманием со стороны родных, друзей и чаще всего администрации школы. Кроме этого, случаются ситуации, когда стремление родителей учить детей самостоятельно воспринималось в качестве асоциальности и учителя сообщали об этом в комиссии по делам несовершеннолетних. Однако, сторонники семейной системы обучения надеются, что в будущем ситуация переменится к лучшему.

Сами приверженцы семейного образования не являются оппозицией уже сложившейся школьной системе образования и не считают школьных учителей и администрацию врагами. Эксперты полагают, что есть дети, которым больше подходит традиционный формат обучения с ежедневным приходом в класс и работой за партой. Однако, наряду с этим, есть и такие ученики, которые могут реализовать свой потенциал в полной мере и успешно получать знания, прежде всего, в семейных условиях.

Семейное обучение – выбор детей и родителей

В семье Руслана Ткаченко, эксперта по семейному образованию, старшая дочь в этом году будет обучаться дома. По словам родителей, у девочки нет проблем с общением или с учебой и решение о том, чтобы не ходить в школу, она приняла самостоятельно, хоть и с подачи родителей.

Как рассказал Руслан Ткаченко, в начальной школе у девочки была очень хорошая учительница, с которой школьница не хотела расставаться. После окончания дочерью 4-го класса, родители описали ей плюсы домашнего обучения. Главным аргументом при этом было то, что домашнее обучение не будет отнимать столько времени, сколько отнимает школьное: по факту годовалая программа по всем предметам осваивается за 2-3 месяца при спокойном графике обучения. Девочке было наглядно продемонстрировано, сколько времени будет у нее оставаться на личные дела и увлечения, не связанные с учебой. И она согласилась с родителями. К тому же, Ткаченко не устраивала ситуация с переполненностью школы из-за нехватки общеобразовательных учреждений в их микрорайоне. При этом он добавил, что если его дочь захочет снова учиться в школе, он не будет ей в этом препятствовать.

Сегодня причин ухода на семейное обучение множество. К примеру, его выбирают родители музыкально одаренных детей. При ежедневных занятиях музыкой в количестве 5-6 часов в день уделять полдня школе у детей нет возможности. Также самостоятельное обучение детям дают и те родители, которые часто путешествуют вместе с ребенком. Таким образом, родители вместе с ребенком переживают осень и зиму в теплых странах, осваивая параллельно учебные программы.

При семейном обучении родители нуждаются в методической поддержке, а также в изучении оптимальных вариантов учебы. В этом семейным парам помогают центры домашнего обучения.

Законодательная база

На сегодняшний день основной проблемой в области семейного обучения выступает нормативная неясность, а также возникающая на почве этого путаница. Семейная форма обучения законодательно закреплена в Законе «Об образовании» и на этом регулирование данной формы обучения заканчивается. Формально, чтобы перевести ребенка на такой вид обучения, согласие со стороны школы не требуется. Для этого достаточно подать заявление в органы местного самоуправления и сообщить о том, в какой школе ребенок будет проходить переаттестацию. Но, как показывает практика, об этом знают далеко не все.

Эксперты констатируют, что многие родители, которые желают учить детей дома, сталкиваются с непониманием: они приходят в Управление образования, откуда их отсылают в школу, а, приходя в школу, узнают, что там не знают, каким образом прикреплять таких детей и не имеют права их аттестовывать.

Особенности семейного образования в других странах

В большинстве стран Европы семейное образование разрешено, и оно регулируется разными способами. К примеру, местные власти Великобритании обеспечивают семьи методическими и информационными материалами, с помощью которых достигается освоение ребятами учебных программ. Во Франции всех «семейных» учащихся регистрируют в мэрии и Образовательной инспекции. Законы Венгрии приравнивают семейное обучение к учебе в средней школе, и учащиеся обязаны сдавать экзамены 2 раза в год. Однако в ряде стран существуют ограничения на обучение детей дома. В Италии родители «семейных» детей должны ежегодно обосновывать необходимость их обучения в домашних условиях. В Словакии разрешение на домашнее обучение детей предоставляют лишь тем родителям, которые обладают дипломом учителя младших классов или являются студентами педагогических ВУЗов.