ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ В МИРЕ

История домашнего обучения

Наибольшей популярностью домашнее обучение пользовалось в США. Здесь эффективность домашнего обучения не ставилась под сомнение вплоть до середины 19 века. Многие всемирно известные американцы обучались дома. Так, Томас Эдисон ходил в начальную школу всего три месяца, а в остальное время его обучением занималась мать. Домашнее образование получили отец-основатель США Бенджамин Франклин, президенты Авраам Линкольн и Теодор Рузвельт.
Школьное обучение стало обязательным в США только в 1852 году после выхода соответствующего закона, до этого обучение ребенка проходило дома. Несмотря на столь долгую историю развития домашнего обучения, его внедрение в образовательную систему Америки в 20 веке стало практически революционным процессом.
Основными реформаторами американской системы школьного образования стали Иван Иллич, автор «Освобождения от школ», Чарльз Зильберман, написавший «Кризис в классной комнате: реформирование американской системы образования», а также знаменитый Джон Холт, который открыто осуждал жесткое отношение к детям в школах, неуважением личности ребенка и требовал альтернативы обязательной начальной школе.
Свои взгляды он изложил в книге «Почему дети плохо учатся». Холт основал единственный в Америке журнал, посвященный домашнему обучению, – «Растем без школы», предназначенный специально для родителей, которые решились обучать своих детей дома.
Переломный момент в эволюции домашнего обучения наступил в 1969 г., когда Рэймонд Мур, специалист Департамента образования США, инициировал движение за легализацию домашнего обучения. Рэймонд Мур и его супруга Дороти, учительница младших классов, решили исследовать ту область образования, которая до сих пор игнорировалась учеными и чиновниками, и сформулировали 2 основных вопроса: правильно ли заключать маленьких детей в рамки формального образования и в каком возрасте детям лучше всего начать ходить в школу.
Супруги Мур проконсультировались с более чем сотней специалистов в области домашнего обучения. Ученые настаивали на том, что нужно быть крайне осторожными, подвергая неокрепшую нервную систему и психику ребенка воздействию формальной системы образования. Всемирно известный психолог Ури Бронфенбреннер, например, придерживался того мнения, что, погруженные в рутину начальной школы, дети становятся излишне зависимыми от сверстников. Муры проанализировали сотни исследований, 20 из которых были посвящены сравнению случаев, когда дети шли в школу совсем в раннем возрасте (5-6 лет) и более позднем (7-8 лет). Результаты многолетних исследований, проведенных супругами Мур в области формального образования и социальной адаптации, указывали на то, что детей следует как можно дольше оберегать от принудительного школьного образования и по возможности отсрочить поступление в школу до 8-10, а то и 12 лет.Стало очевидно, что такие проблемы детского развития, как гиперактивность, близорукость и дислексия, возникали вследствие того, что в начальной школе детей перегружали чтением и правописанием.
Опубликованные результаты исследований Муров вызвали небывалый интерес американцев к домашнему обучению. В 1980-е гг. были опубликованы их книги – «Дети, воспитанные дома» и «Домашние школы», где родители могли найти практические советы, как самим стать учителями для своих детей и преуспеть в обучении детей в домашних условиях.
В 1980-е гг. домашнее образование стало легальным почти в половине штатов. Важная веха в истории развития домашнего обучения в США – 1993 год, когда домашнее образование было признано законным во всей стране.
Сегодня домашнее обучение пользуется наибольшей популярностью в США: за последние 15 лет количество «домашних школьников» возросло здесь до 1,5 миллионов. Следом идут Великобритания и Канада, где дома обучаются около 100 и 60 тысяч детей соответственно.
Домашнее обучение сегодня имеет в своем арсенале множество методик: классическая система, Вальдорфская система, методика Монтессори и многие другие. В конце 20 века в этот список добавились многочисленные возможности дистанционного обучения, которые дает интернет.Чтобы завершить повествование об истории домашнего обучения, вспомним один забавный случай, который рассказывает об учителе греческого права – софисте Протагоре, взявшем в ученики бедного, но весьма способного юношу и согласившемся учить его бесплатно при условии, что когда тот закончит курс обучения и выиграет свой первый судебный процесс, то уплатит Протагору определенную сумму. Ученик принял условия Протагора, но, завершив свое образование, не стал выступать в суде. По прошествии некоторого времени Протагор подал на своего ученика в суд, требуя уплаты обещанной ему суммы. Вот какие показания дали Протагор и его ученик на суде.Ученик: «Если я выиграю этот процесс, то по определению я не должен буду платить Протагору ничего. Если же я проиграю этот процесс, то тем самым я не выиграю свой первый судебный процесс, а по уговору я должен платить Протагору лишь после того, как выиграю свой первый судебный процесс. Следовательно, выиграю я этот судебный процесс или проиграю, платить мне все равно не придется».
Протагор: «Если мой бывший ученик проиграет этот судебный процесс, то по определению он должен будет уплатить мне соответствующую сумму (ведь именно ради уплаты причитающейся мне суммы я и возбудил процесс). Если же мой бывший ученик выиграет этот судебный процесс, то тем самым он выиграет свой первый судебный процесс и по уговору должен будет уплатить мне долг. Следовательно, выиграет он этот судебный процесс или проиграет, но платить ему придется все равно».

Яндекс.Метрика