Перейти на главную страницу Поиск по сайту Карта сайта Связаться с нами

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Психологическая служба

Москва детям на карте

Информационная служба

Индивидуальные консультации по всем вопросам домашнего обучения
Телефон: (495) 748-07-13,
(495) 915-55-07
Задать вопрос по обучению
Подробнее


Прочитано (583)
Комментарии (2)

Дискуссионный клуб

Обзор дискуссий 15 февраля –31 марта 2009 года

Галина Мисютина

Уважаемые посетители дискуссионного клуба, дорогие коллеги, друзья!

Если первые два месяца дискуссия шла на общие темы домашнего и школьного обучения и в дискуссии принимали активное участие родители, не признающие домашнее обучение, то в последнее время дискуссия в основном идет между сторонниками домашнего обучения. И дискуссия стала не просто более активной, но и более глубокой, эмоциональной. Каждый из участников дискуссии чувствует себя на "своем поле", уверен в своей правоте, а споры "со своими" всегда бывают более страстными.
Итак, какие темы обсуждались в течение последнего месяца? Прошу заметить, что это обзор именно дискуссии, темы статей я не затрагиваю, так как они известны и позиция авторов высказана. Но пока дискуссия выходит за рамки заданных тем, хочется отметить все вопросы, которые поднимались во время обсуждения, чтобы при необходимости вернуться к ним. Кроме того, некоторые яркие комментарии даже по темам статей хочется сохранить, поэтому иногда я даю просто подборку цитат из комментариев.

Тема, с которой я хотела бы начать обзор, очень общая - что такое домашнее обучение для каждого из родителей, миссия родителей … Тема очень широкая, но комментарии позволяют почувствовать и понять участников дискуссии. Поэтому привожу довольно много цитат из комментариев:

Н. Геда - я давно для себя придумала рецепт спасения мира - думать, говорить и поступать так, как если бы от меня и от того, что я делаю в своем доме, оно и зависило.

Анна - "спасать человечество" … - но только (и только!) в лице своих собственных детей!

Александра - Обсуждение состояния школы было интересным, А вот дальше предлагается уйти в монастырь домашнего обучения и там сохранить культуру для человечества. Может быть все-таки взглянуть на все это легче и спокойнее? Мы же не говорим о миссии материнства всегда только с пафосом, миссию родителей по части воспитания и обучения тоже не стоит драматизировать.

Нина - А как еще могут чувствовать себя люди, идущие первыми? Анна, по-моему, писала об этом одиночестве, когда за тобой с любопытством и подозрительностью наблюдают окружающие. Так жить могут только люди, сделавшие домашнее обучение своей миссией.

Александра - Если Вы считаете себя избранными, то Вам будет достаточно общения друг с другом, аудитория Вам не нужна, Вы прекрасно понимаете, что на такой образ жизни способны немногие. Зачем тогда попытки вовлечь в дискуссии "чужих"?

Н. Геда - Любое дело, которого ранее не было в реальности, могут начать только люди, во многом одержимые идеей. А как же иначе? Как можно справиться с диктатом очевидности, если не быть упрямо преданным тому образу, который внутри тебя? И как Вы думаете - окружающие будут спокойно мириться с твоим упрямством, и никогда не попытаются на тебя воздействовать, более или менее грубо? И если ты не займешь жесткую позицию (читай - фанатично не упрешься рогом), тебя сомнут и заставят поступать так, как все. Это просто обычная жизненная норма. Для того, чтобы сделать нечто новое и не бывшее до того, нужно суперусилие, на которое, в самом деле, способны немногие.

Анна - Я 20 лет в школе молчала и мучалась от одиночества в своих сомнениях. Сегодня они разрешимы.

Н. Геда - Очень все-таки радует, что сегодня мы уже можем быть группой единомышленников, а не асоциальными одиночками. Это очень важно.

Юлия - Все родители боятся совершить ошибку, родители домашних детей, взяв на себя такую ответственность, боятся этого тем более. И когда читаешь откровенные рассказы родителей о своих достижениях и проблемах, становится спокойнее. Не так одиноко.

 

Несколько раз затрагивалась тема организации домашнего обучения по степени привлечения родителей в качестве учителей.

Марина - почему в дискуссионном клубе обсуждается по сути единственный вариант домашнего обучения, основными условиями которого являются
1. неработающая мама (или "чуть" работающая).
2. родители - учителя.
Ведь точно также как изменилось содержание термина "домашняя работа" (здесь, правда, и термины используются другие), меняется и термин "домашнее обучение". Везде уже говорят, что лет через 10 школ в том виде, в каком они существуют сейчас, уже не будет. Но зачем столько сил тратить на борьбу с системой, которая уже умерла? Неужели нет других вариантов?

Ольга - Я просто очень хочу узнать об опыте родителей, которые не бросили работу, чтобы изучать с детьми школьную программу.

Последние статьи Н.Геды и дискуссия по этим статьям позволили, я думаю, и Марине, и Ольге познакомиться с таким опытом и разобраться с вариантами организации домашнего обучения.

Требования к ребенку на домашнем обучении
Анна - Но я, как домашний преподаватель, должна вооружить дочку знаниями. То, что для любого другого ребенка я посчитала бы излишним, даже чрезмерным, я требую от своей дочери, потому что знаю ее возможности и способности.

Петр Алексеевич по-прежнему считает домашнее обучение ущербным::
"…К этому моменту (возвращения в школу - Г.М.), ребенок, в отличие от своих "школьных" ровесников, просто не умеет учиться по классической схеме.
И ему или:
- приходиться ломать себя, чтобы приспособиться к школьной среде,
- либо нанимать дорогостоящих репетиторов (что не каждому по карману),
- либо продолжать учиться "с мамой", и получат в результате однобокое, ущербное образование".

Поднимался вопрос о приоритетах при выборе программ обучения, поскольку даже на домашнем обучении родители привязаны к школьным программам:
Людмила - По поводу уровня подготовки к школьной аттестации. Ведь с негативным отношением к себе сталкиваются не только родители, но и дети на домашнем обучении. Поэтому возникает естественное желание подготовить ребенка так, чтобы он был неуязвим, особенно, когда любая оплошность ребенка трактуется в пользу школьного обучения. Но ведь в школьной программе есть масса просто ненужной информации, как быть, тратить время на переваривание этой бессмыслицы? Или пропускать часть программы? Значит, заведомо идти на снижение оценки.
И как быть? С одной стороны, под давлением такого отношения к домашним детям хочется доказать, что такое обучение эффективнее школьного, а с другой стороны, постоянно испытываешь дискомфорт, понимая, что поддаешься этому давлению и идешь на поводу у других людей. ..И мы всегда оказываемся перед выбором. Заниматься действительно полезными делами для ребенка или тратить время впустую для него, но с пользой для оценок?

Софья - мне было важно не столько уменьшить нагрузку, жалеючи ребенка, сколько важно, чтобы ребенок - жил. Жил своей собственной жизнью и жизнью семьи. Учеба по школьной программе (или больше чем по ней), это всего лишь часть жизни. И то, что приобретается ребенком ВНЕ "программы обучения", так же ценно и дорого.

Анна - Что важно, а чем можно пожертвовать? Я своих ("некоторых") коллег знаю. Их жестокость под маской принципиальности тоже себе представляю. Дочка должна быть защищена знаниями.
При обсуждении статьи Н.Геды " Как самим учить и как самим воспитывать детей, не имея педагогического образования и обширных специальных знаний?" участники дискуссии опирались на собственный опыт организации домашнего обучения.
Н. Геда - При переходе на ДО важно иметь не столько педагогические навыки, сколько внимание и любовь к своему ребенку и желание ему помочь. Если это есть - все остальное придет.
Н. Геда - знания и методику преподавания на уровне начальной школы может освоить самостоятельно абсолютно любой.
…Я пыталась учить предметам (читай - впихивать в ребенка объем знаний) вместо того, чтоб дать ребенку навык самостоятельного получения этих знаний. То есть: закармливаю его рыбой вместо того, чтобы дать ему удочку и привить любовь к рыбалке.

Анна - Я думаю, что родитель-учитель все-таки должен быть предметником (хотя бы по основным предметам).

О роли самообразования

Анна - Если ребенок (даже самый ответственный) образовывает сам себя, то при этом не подменяется ли глубинное проникновение в суть научных законов просто поверхностным знакомством с этими законами? Думаю, Вы правы, говоря о великой роли самообразования. Но у взрослого новые знания "навинчиваются" на интеллектуальный стержень, полученный в "еще той" школе и в "еще том" институте. Создаст ли такой стержень сам себе самообразующийся ребенок?

Анна - Речь идет о балансе между самостоятельными усилиями ребенка и времени, методах, направлении его родителем-учителем.
"Поумнение" человека происходит в диалоге с другим, более высоким качественно по интеллекту человеком. А если нет каждодневного диалога?
… Я не верю, что маленький человечек способен с этими сложностями справиться в одиночку исключительно в процессе самообразования. Оставленные лакуны в интеллектуальном строительстве - это провалы в будущем.

О роли оценки работы ребенка
Анна - Я сомневаюсь в правильности ежедневно "безоценочного" подхода. Ребенок выполнил задание и, разумеется, хочет узнать мнение учителя. В противном случае задание не может считаться выполненным.. При отсутствии оценки, извините, нет настоящей интеллектуальной игры, нет … стимула и, соответственно, нет выигрыша. Для этого учитель должен быть "где-то поблизости".

Опять вопрос о терминах

Валентина - Получается, что и ребенок, который просто перешел в экстернат, чтобы полегче было, и ребенок Анны, с которым она занимается очень много, …- все они находятся на домашнем обучении.
Наверное, все-таки необходимо определить критерии, по которым ребенка можно отнести к домашним. Поскольку не определились с терминами, идет непонимание. Каждый под домашним обучением понимает свое.

Светлана - Тогда чем в принципе домашнее обучение отличается от школьного? Тем, что ребенок занимается самообразованием?

Так может быть суть домашнего обучения в другом? И главное не в том, как часто ребенок ходит в школу, а в том, как построена "домашняя жизнь" ребенка?

А следующий комментарий Н. Геды подтверждает, что само по себе домашнее обучение (если мы говорим всего лишь о форме обучения) еще ничего не значит: "Правильно поставленный учебный процесс, то есть сама методология обучения - это не более чем 30% успеха. А остальные 70% - это воспитание и общая культура семьи. Понимаете, учебный процесс по-хорошему должен быть вложен в воспитательный, а тот - в общекультурный, как меньшее яйцо - в большее".

Элитарность домашнего обучения

Анна - ДО - это в принципе не для всех, поэтому элитарность в ДО заложена изначально. Некоторые родители свою смелость в переходе на ДО способны принять за компетентность не только в организационных вопросах, но и в научных.

Владимир П. - Совершенно не согласен с тем, что домашнее обучение элитарно. …
Необходимо настаивать, что каждый в меру, средне образованный человек способен давать детям домашнее образование. Разумеется, занимаясь самообразованием и самовоспитанием одновременно с ребенком.
…Быть педагогом-предметником родитель совершенно не обязан и ему это не нужно.
Роль родителя-домашника - научить ребенка генерировать систему.
…Система обучения должна быть гармоничной. Гармония же нарушается не только недостатком, но и избытком - и иногда слишком много учебы может быть так же плохо, как и слишком мало.

Самой эмоциональной и горячей была дискуссия о роли воспитания.

Валерий - На домашнем обучении у ребёнка шанс быть ответственным и разумным выше, потому, что меньше общественного вмешательства и навязываний различных идей, (животные вот не отправляют своих детёнышей в соседнюю стаю на воспитание). А воспитание приложится...

Анна - "Родителям надо принимать своего ребенка таким, какой он есть". Но, послушайте, коллеги, это же очевидный вздор! Ежели бы мы, не дай Бог, так бы и поступили, то дети остались бы на уровне маугли, воспитанных зверями. Мы именно тем и занимаемся, что постоянно изменяем и детей, и себя (главное - не изменять ни себе, ни детям), пользуясь вполне справедливо родительской властью.

Валерий - человек …может проанализировать пример жизни и творчества других …и сформировать своё отношение, свою культуру и поведение, а не следовать этим примерам.
Разница в том, что я считаю, что ребёнок способен сам формировать, в том числе на основе анализа (исследования) примеров, свои поступки, поведение, а Вы, что "подражая образцам". А если не найдётся нужного образца?... И ответственность за последствия несёт тот, кто сам сделал. А кто несёт ответственность в случае следования примеру?
…Я не считаю, что ребёнка нужно вести куда-то. Предпочитаю сопровождать дочь по её собственному пути. Ведёт ОНА нас, вот и в образование втянула. А мы как родители следим, чтобы ничего не угрожало её жизни и здоровью. Иногда из сентиментальности "мух отгоняем" или "соломинку подстилаем". Дорога извилистая, нехоженная, цели и идеи необычные для нас. Учимся.

Н. Геда - Прежде чем предоставить ребенку свободу, его нужно познакомить с выбором. Между чем и чем? Между верным и неверным, истиной и ложью, благим и неблагим. А для того, чтобы научить маленького ребенка отличать одно от другого, ему нужны конкретные примеры.

Всегда в овладении любым процессом первично усвоение образца, а самостоятельное творчество на его основе - вторично. Это просто более ранний и более поздний этапы одного и того же процесса, противопоставлять их как разные процессы - некорректно.

Валерий - Я вступил в дискуссию, чтобы выразить свою точку зрения, основанную на собственном опыте: Домашнее образование ВОЗМОЖНО без правильного воспитания на примере родителей, других личностей, и других условностей. Н. Геда - подлинная духовность и подлинная жизнь личности весьма сомнительны с точки зрения пользы и выгоды. Поэтому наверное развитие личности ребенка не вызывает у родителей особого энтузиазма - куда проще ставить более реальные и достижимые цели: научить ребенка разбираться в живописи, играть на фортепиано, знать языки, читать наизусть "Иллиаду", победить в олимпиаде по программированию... (курсив-авт.) Я не говорю, что это все не нужно - это было бы абсурдом. Я говорю, что все эти вещи не могут быть целями, это не более чем средства на пути к подлинной цели. - развитию дееспособной личности.

Н. Геда - Уверяю Вас, что если в качестве мотива получения образования выбирается не польза (Вырастешь - будешь зарабатывать много денег) и не родительское удовлетворение (Папа/мама будут довольны), а смысл, который заключается в том, что знание имеет ценность само по себе, просто потому что это - единственное, что делает человеческую жизнь исполненной радости и благородства.

К.Г. - Почему получение формального образования в престижных учебных заведениях (вернее, обеспечение этого образования) для большинства важнее воспитания и обучения дома, в семье? Потому что даже эта гонка за успешностью легче честных отношений с самим собой и со своим ребенком. Потому что почти невозможно удержать планку, которую ставишь своему ребенку, без постоянной мучительной работы над собой. Потому что рядом самый строгий судья - удивленные глаза ребенка, когда опускаешь эту планку для себя.
Лариса - Хочется заполучить рецепт счастья. Думаешь, сделаю все самое трудное, сложное, все выдержу и смогу. И готовишься к этим трудностям. А оказывается, не нужны ни героизм, ни самопожертвование. Нужно быть рядом с близкими, слушать их и слышать.
Татьяна - если ребенок нелюбопытен и ленив, можно быть уверенным, что он воспроизводит поведение своих родителей. Значит, проблема не в том, что современные дети пассивны и нелюбознательны, а в том, что современные люди вообще стали такими

О послушании и дисциплине

К.Г. - Могу понять, почему послушание и дисциплина как цели воспитания вызывают у многих отторжение. Слишком много у нас людей, умеющих жить только по заданному шаблону, любящих и жаждущих сильную власть. И подчиняться умеют только грубой силе. Все это вызывает отвращение, а отсюда и опасения, что в собственном ребенке это может появиться. Поэтому любые слова о послушании и дисциплине вызывают негативную реакцию.

О наказании

Геда - Целью наказания является восстановление справедливости, а вовсе не "получение желаемого". Наказание очень часто бесполезно именно потому, что отрицательные стимулы боли и страха используют для того, чтобы принудить ребенка делать нечто желаемое для родителей. В результате ребенок ломается либо озлобляется на родителей.
А вот если во главу угла ставить не то, что хотят мама и папа. а универсальный принцип справедливости, не зависящий ни от чьего желания ( ибо он объективен), то наказание следует за то, что этот принцип не соблюдается, что влечет за собой нарушение мирового порядка, не больше и не меньше ( а вовсе не недовольство родителей, это - дело сотое по важности).
Дети ждут от своих родителей, чтобы те им указали, куда им идти, как им жить, что делать. Ошибочно думать, что они сами вырастут и во всем разберутся - да, кто-то и разберется, проломив голову в 17 местах и переломав руки и ноги, потратив лучшие годы жизни на то, чтобы разобраться, что к чему. А кто-то так и не разберется, так и сгинет на очередном крутом вираже.

Ирина Маркеева написала статью о методиках и приемах обучения чтению, которая может стать практическим руководством для родителей, поскольку в ней дается обобщение различных методик и приемов, лаконичные советы родителям, список литературы для детей и полезных ссылок.
На последних статьях участники дискуссии несколько выдохлись, да и позиции авторов в значительной степени бесспорны. Хотя по результатам голосования по статье Н.Геды участники голосования в основном не согласны с позицией автора о том, что современные дети ленивы и нелюбопытны. Но это голосование можно считать пробным, поскольку мы вводили его не с первого дня публикации статьи, да к тому же экспериментировали с размещением окошка голосования.

Дискуссия продолжается, ждем Ваших комментариев.

Назад

Комментарии

5 из 5

02.04.2009 12:13 | Анна

Спасибо Вам большое! "Себя, как в зеркале, я вижу, и это зеркало мне"... совсем не льстит, чему я очень рада. Интересно взглянуть на себя со стороны - тоже я, но все-таки чуточку другая, своего рода "портрет Дориана Грея". В какой-то момент поймала себя на мысли, что дискуссия на тему ДО требует гораздо больше сил и времени, чем само ДО. Парадокс? Сказано много (в т.ч. и мною) - надо работать, может быть, и немного помолчать (имею в виду себя), собираясь с новыми мыслями и выводами...
P.S. Как филолог (ну не могу удержаться!): постоянное употребление возвратного местоимения - видимо, отражение автором комментария подсознательной тоски по дому, куда надо вернуться "из компьютера". Тогда уж точно будут "все дома".

02.04.2009 12:52 | Галина

Анна, Ваше участие в дискуссии было очень важным для нас, поэтому надеемся на дальнейшее сотрудничество. Вы правы, серьезное участие в дискуссии требует много сил и времени, но необходимость такого обсуждения не может вызывать сомнения. Желание сделать паузу возникло не только у Вас, на этой неделе не будет статьи Н. Геды.
Спасибо Вам большое, рады будем встречам с Вами.


Добавить комментарий

Ваше имя
Оценка
1 2 3 4 5
Текст
Вычислите выражение
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© "Домашнее обучение"

Доработка и поддержка сайта — Дизайн-студия HOWARD