Центр домашнего обучения «Алгоритм»
г. Москва, ул. Земляной вал, дом 54, строение 2
info@odoportal.ru

skype: onlinealgorithm

8-495-781-10-30 8-800-555-99-53

Все об аттестациях — семейное образование

Не секрет, что такие формы получения образования, как экстернат и семейное образование, связаны с прохождением ряда аттестаций – промежуточных и итоговых.

И также не секрет, что родители нешкольников проявляют к этой теме повышенное и довольно-таки нервозное внимание. Вообще-то, по-человечески это, конечно, вполне понятно. Разумеется, родителям всегда приятно сознавать, что их ребенок хорошо справляется с учебой. Отличные оценки греют материнские и отцовские сердца – но насколько это оправдано? Не слишком ли большое внимание уделяется родителями нешкольников школьным аттестациям? Ведь домашнее обучение, по большому счету, не стоит выбирать, если его целью является лишь максимально прилежное изучение школьной программы и получение на аттестациях наивысших баллов. Такая игра, по нашему мнению, не стоит свеч: общее среднее образование – игра добровольно-принудительная, получить в ней настоящий выигрыш весьма непросто. В самом деле, получение высших баллов на аттестациях – задача неоправданно затратная, если принимать ее всерьез и решать теми способами, которые навязывает родителям школа. Решить эту задачу эффективно можно, только выстроив на базе навязанной государством игры другую, по своим собственным правилам, со своими целями и мотивацией.

 

О кесаревом и Божьем

На самом деле, лучшей иллюстрацией к теме о прохождении государственных аттестаций можно считать отрывок из Евангелия от Матфея, где говорится об уплате подати кесарю:

15. Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
16. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божьему учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо;
17. итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать налог кесарю, или нет?
18. Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
19. покажите Мне монету, которой платится налог. Они принесли Ему динарий.
20. И говорит им: чье это изображение и надпись?
21. Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево — кесарю, а Божье — Богу.

Ровно также мы советуем относиться к контролю учебного процесса нешкольников со стороны государственных образовательных учреждений – как к особой форме налогообложения. Поскольку образование является в нашей стране обязанностью, контролируемой государством, постольку наши дети должны проходить аттестации, которые законодательно закреплены как обязательные. Родителям следует понимать необходимость аттестации как вынужденную меру, а вовсе не как заветную цель получения образования.Почему аттестация не является обязательной и осмысленной целью учебного процесса нешкольников? По одной простой причине: нешкольники учатся не для бумажки, и их образование при надлежащей поддержке со стороны взрослых существенно превосходит уровень школьной программы – даже у весьма средних учеников. Соответственно, школьные учителя во время аттестаций неспособны адекватно оценить уровень подготовки нешкольников – у них нет для этого понимания и терпимости, достаточного уровня знаний и подготовки. Отсутствие всех этих качеств аттестующие лица скрывают за батареей инструкций и формальных требований, которые не должны смущать родителей и вызывать у них комплекс неполноценности. Родители нешкольников должны понять как можно раньше, что школьные требования зачастую не имеют никакого отношения к знаниям, представляя собой не более, чем способ сделать своих подопечных зависимыми от школьной методики и школьных специалистов. Родителям следует самим представлять уровень подготовки своего ребенка, а не ждать от школьных учителей адекватной оценки этого уровня.

Из этого вытекает, что школьные аттестации, по большому счету, нужны не ученику и его родителям, а школьной администрации, которая отвечает за то, чтобы ученики регулярно и наилучшим образом демонстрировании соответствие своего образования спущенным свыше целям. У родителей нешкольников нет никакого резона разделять с Министерством образования эту цель – куда продуктивнее иметь свои собственные.

Подлинной целью образовательного процесса является личность вашего ребенка, гармоничное развитие всех основных функций его психики, физических, творческих и интеллектуальных способностей. Причем надо помнить – за это школа не отвечает; задачей государственных аттестаций является лишь проверка усвоения знаний, умений и навыков в той форме, которую современные чиновники от образования считают образцовой. За развитие личности своего ребенка, его духа, души и тела, как всегда, несут ответственность только родители. И нужно понимать, что будущее ребенка, его успех в жизни в значительной степени определят именно личностные качества, которые можно будет разнообразно применять в стремительно меняющихся условиях современного мира, а вовсе не оценки в аттестате, и даже не бумаги, подтверждающие специализацию в определенной области. Уверенность в себе, умение подавать себя, завоевывать симпатии окружающих, говорить, анализировать ситуацию, видеть проблемы и находить им адекватное решение, – вот, помимо твердых и точных знаний, подлинные результаты получения образования, к которым должны стремиться ученики и их родители. Что касается выпускных документов – то к ним следует относиться как к формальности, которую необходимо выполнить, чтобы не вступать в ненужные трения с многочисленными органами и инстанциями

Итак, родителям нешкольников нет никакого резона биться за высшие баллы на аттестациях. Достаточно, если эти оценки будут положительными, особенно для учеников со средними способностями. Куда важнее, чтобы ваш ребенок научился справиться с проблемой, которой для него является тот или иной предмет: победил свой страх перед контрольной по математике, диктантом или тестом по истории. Именно эта победа и является истинной целью любой школьной аттестации, которую проходит нешкольник в ходе своего обучения; а то, как оценит эту победу школа – на «5», «4» или даже на «3» — куда менее важно. Аттестация для ученика-нешкольника должна быть тренингом способностей, а вовсе не миссией по получению пятерки любой ценой. В первом случае аттестации приносят пользу, в противоположном – довольно часто приводят к многочисленным злоупотреблениям.

Все это, разумеется, не значит, что мы советуем вообще не заботиться об итогах аттестаций. Разумеется, родители должны подстраховать своего ребенка, чтобы сделать его отношения со школой максимально прозрачными и безопасными. Как этого добиться?

 

Простые меры безопасности нешкольника

Правило первое: без особой необходимости старайтесь не отправлять ребенка проходить аттестации в школе, где кроме него больше нет учеников, выбравших иные формы обучения. В этом случае ваш ребенок вызовет пристальное и не всегда доброжелательное внимание предметников. Не все учителя одинаковые, среди них есть очень разные люди. Кто-то из них обязательно отнесется к вашему ребенку с участием и желанием помочь; но почти наверняка найдутся и такие, кто сочтет своей обязанностью предъявить к нему повышенные требования и найдет удовлетворение, наблюдая за тем, как он не справляется с поставленными задачами. Не нужно усложнять свою жизнь: прежде, чем подать документы в школу, поинтересуйтесь, сколько еще к ней приписано экстернов или учеников на семейном обучении. Если их имеется еще некоторое количество, и они учатся не первый год — значит, этой школе можно доверять

Правило второе: никогда не начинайте учиться в школе, не просмотрев ее учредительные документы (особенно – положение об аттестациях) и не заключив с администрацией договор о прохождении курса того или иного класса в выбранной вами форме. В этом договоре следует четко определить, за что отвечают учителя, а за что – родители. Особенно четко нужно оговорить, что в зону ответственности школьной администрации входит своевременное (не менее, чем за неделю до аттестации) оповещение о времени проведение аттестации, о ее содержании и формальных требованиях. В противном случае ваш ребенок может столкнуться на аттестации с незнакомыми заданиями и множеством мелких формальностей, о которых он не будет знать. И сама аттестация свалится на него, как снег с ясного неба – потому что для учителя это время удобно, а удобство и готовность ученика школу не волнует.

Правило третье: если услуги, предоставляемые школой, платные, обязательно зафиксируйте в договоре стоимость индивидуального и группового занятия и продолжительность их проведения. Имейте в виду: итоговая аттестация (ГИА) и консультации перед ней бесплатны по закону, и школа (любая) не имеет права требовать деньги за эти услуги. Однако, все промежуточные аттестации (к которым относятся и годовые аттестации за все классы, кроме 9 и 11) могут быть отнесены администрацией негосударственных школ к платным услугам и включены в стоимость услуг по договору. Лучше заранее определить количество занятий и аттестаций, общую сумму договора, количество и кратность платежей в течение года – это поможет родителям лучше планировать свои расходы.

Правило четвертое: возьмите на себя труд еще до начала учебного года лично познакомиться с предметниками, которые будут консультировать и аттестовать вашего ребенка. Даже если вы достигли полного взаимопонимания с директором и завучем школы и благополучно решили с ними все спорные вопросы – это не является гарантией того, что с учителями-предметниками у вашего ребенка не возникнет проблем. Большинство школьных учителей не знают и не хотят знать, как им взаимодействовать с нешкольником. Они в открытую говорят о том, что готовы либо учить ребенка по своей методике, либо оценивать его знания, не неся ответственности за их формирование – разумеется, в соответствии со своими требованиями, с которыми нешкольник сталкивается только на aттестациях. Поэтому со стороны родителей будет весьма разумно, если они установят личный контакт с учителями своего ребенка, заранее узнают об их требованиях и личных особенностях, быть может, обменяются с ними телефонами. Разумеется, не все учителя захотят быть откровенными с родителями нешкольников – однако, нужно постараться установить с ними контакт. Разумеется, не следует и забывать о традиционных подарках на праздники – это не более, чем жест вежливости по отношению к людям, от которых будет зависеть судьба вашего ребенка в текущем учебном году. Однако старайтесь во всем соблюдать меру, чтобы ваша вежливость не стала слишком похожей на заискивание и подобострастие: родители нешкольников должны иметь чувство собственного достоинства и демонстрировать школьным специалистам именно его, а не агрессивное невежество или плохо замаскированный комплекс неполноценности.

Правило пятое: ведите себя просто и открыто, без претензий и агрессии – однако не пропускайте невежливости и, тем более, агрессии в свой адрес. Если учителя или администрация позволяют себе высказывать сомнения в законности ваших требований – ведите себя уверенно и твердо, ссылаясь на статьи законов и смело разоблачая невежество обвинителей. При этом не ведите себя агрессивно даже в ответ на встречную агрессию: она может быть обычной провокацией. Не ведитесь на нее и не продолжайте спор. Найти другую школу с более адекватной администрацией проще, чем выпутываться из конфликта с администрацией.

 

Аттестации и мотивации

Если вышеперечисленные меры предосторожности по отношению к контролирующим органам соблюдены, следует позаботиться о мерах безопасности обучения внутри семьи. Что я имею в виду? Один из важнейших элементов обучения, особенно домашнего – мотивацию.

В ситуации, когда цели у домашнего и школьного обучения – принципиально разные, родителям нужно выстраивать две системы мотивации: одну – для обучения, другую – для подготовки и прохождения аттестаций. Это не совсем простая задача, в силу того, что требования к содержанию домашнего обучения и требования к государственной аттестации зачастую бывают совершенно разными. И совмещать эти разные требования в голове ребенка так, чтобы он, одной стороны, не относился к аттестациям спустя рукава, а с другой, не игнорировал бы требования, предъявляемые к обучению вне аттестаций, бывает непросто для многих родителей, которых качает из одной крайности в другую: они то забывают об аттестациях, то, вспомнив, забывают обо всем остальном, и начинают думать только о них. На самом деле, если все время держать в голове принцип «кесарю-кесарево, Божье-Богу», просто увидеть, что обе мотивационных системы можно построить, исходя из него.

В самом деле, домашнее обучение направлено в первую очередь на развитие способностей ребенка, на совершенствование его личности. Однако, полноценная человеческая личность никогда не существует сама по себе, в отрыве от своего окружения: личность реализует себя в многочисленных социальных связях, в первую очередь – со своей семьей.

На самом деле, прилежная учеба есть долг почтения младших по отношению к старшим – того самого почтения, о котором сообщает нам пятая библейская заповедь, «Чти отца своего и мать свою». Интересно, что в заповеди ничего не говорится о любви и уважении – эти чувства, которые сейчас представляются такими значительными, остаются за пределами внимания безымянных авторов Библии. Младший обязан «чтить» своих старших – а что же это значит? Это значит слушаться их и учиться у них – конечно, если учиться есть чему.

Одним словом, первая мотивация – это почтение к родителям, возможность для ребенка деятельно ответить на их заботу и доброту – то есть, по сути, возможность ответить любовью на любовь. Однако, любовь рождается из деятельности, она возникает из почтения или заботы, а не существует сама по себе, как нечто само собой разумеющееся. То инстинктивное чувство, которое чаще всего называют любовью неискушенные в философских и психологических тонкостях родители, чаще всего обозначает привязанность – эмоцию довольно эгоистичную. Любовь – это не эмоция, это та самая мотивация, которую мы так мучительно ищем. Итак, дети учатся, чтобы научиться любить своих родителей; в свою очередь, родители учат и воспитывают их, чтобы довести свою любовь к детям до совершенства. Добросовестно учась у своих родителей, дети возрастают в любви и получают ее во все большем количестве и качестве, что, в свою очередь, позитивно влияет на развитие их личностей, делая те все более и более гармоничными.

Какой же должна быть мотивация для сугубо внешнего и формального по отношению к домашнему обучению процесса – процесса прохождения аттестаций?
Чтобы ответить на этот вопрос правильно, нужно осознать, что игра в получение среднего общего образования; игра, из которой невозможно выйти и в которой невозможно победить (ибо затраты всегда многократно превышают выигрыш), является деструктивной для личности ребенка. Из этого логично следует, что школьные специалисты являются естественными (точнее, противоестественными) врагами ребенка – даже тогда (вернее, особенно тогда), когда они реальную заинтересованность в его судьбе – просто в таких случаях они могут принести особенно много вреда. Между тем, открытая борьба со школьной системой и с любой другой системой гибельна для любого человека, тем более молодого и незрелого. Однако это не значит, что нужно совсем отказываться от борьбы – просто она должна быть переведена на другой уровень.

Школьные аттестации совершенно бесценна как простой и эффективный тренажер поведения в проблемных ситуациях, и пренебрегать этим тренажером отнюдь не следует. На самом деле, одной из главных целей обучения является тренировка личностных качеств ребенка – тех самых, на формирование которых и направлено домашнее обучения: логического мышления, навыков разговора и самопрезентации, наблюдательности, внимания, находчивости и собранности. Кроме того, общение со школьными специалистами – прекрасная возможность тренировки актерских способностей ребенка, его умения отыгрывать разные игровые модели, от простофили и лузера до лидера и умницы. Итак, главной мотивацией успешного прохождения школьных аттестаций для ученика-нешкольника является обретение контроля над собой и ситуацией. Принципиально важно научить ребенка умению контролировать игру вместо того, чтобы принимать ее всерьез и эмоционально вовлекаться в перипетии этой игры. Ведущим мотивом серьезного отношения к этому процессу является обретение свободы от школьной системы – ибо тот, кто устанавливает свои правила игры вместо того, чтобы следовать правилам, навязанным сверху – безусловно, свободен.

 

Подготовка к промежуточным аттестациям

В настоящее время сложилось несколько распространенных практик прохождения аттестаций. У каждой из них есть свои плюсы и минусы. Рассмотрим их.

1. Аттестация экстернов проводится один раз в год за весь курс того или иного класса.
Если возможно договориться со школой о равномерном распределении аттестаций по всему год, при котором на подготовку и сдачу одного предмета отводится месяц или два, то можно избежать перегрузки в конце года. Если ученик обладает хорошей памятью – можно смело выбирать именно такой способ сдачи аттестаций, он позволяет овладевать курсом обучения через «глубокое погружение» в изучаемые предметы. Однако экстернат, к сожалению, подходит далеко не всем ученикам. Многие просто не в состоянии усвоить и сдать целиком годовой объем материала. Таким ученикам больше подходит семейное образование.

2. Аттестации учеников с семейной формой получения образования проводятся чаще, чем раз в году. Количество промежуточных аттестаций и консультаций перед ними по закону выбирают родители, но на практике зачастую это бывает не так: школы диктуют родителям, сколько у них будет аттестаций, как часто нешкольники должны их проходить и в каких формах.
Чаще всего школьная администрация настаивает на варианте четырех аттестаций в год – это позволяет использовать для аттестаций нешкольников обычные формы контроля знаний учеников соответствующего класса в конце четверти.
В некоторых классах такие аттестации состоят из серии испытаний – среди них и контрольные, и тесты, и устные собеседования. Это незаконно и о таких злоупотреблениях следует сразу же уведомлять администрацию. Приемлемые формы аттестации должны быть перечислены в соответствующем школьном документе (Положение об аттестациях) и в вашем договоре со школой – а сверх этого учитель не имеет права от вас требовать ничего.
На самом деле, прохождение аттестации в 4 этапа – довольно напряженный и суетный вариант для нешкольника. Для того, чтобы нормально справиться с такой задачей, ему приходится постоянно отвлекаться от нормального процесса обучения, что не может ни сказываться на его качестве. Поэтому лучше договориться об аттестации в 3 или даже в 2 этапа: это экономит усилия ученика и облегчает задачу подготовки, позволяя к тому же переключаться между предметами.

Родителям нешкольников следует также помнить, что попытка навязать ученику с семейной формой образования выполнение домашнего задания в придачу к сдаче аттестаций незаконна, ибо последнее определяет и формируют родители, как ответственные за учебный процесс – дело учителей только контролировать. Учитель может зачесть выполненное дома задание как аттестационное: в этом случае школьные домашние задания должны стать частью выдаваемых на некоторый выбранный период заданий по тому или иному предмету.

Главный секрет благополучного прохождения аттестаций заключается, разумеется, в грамотном планировании и распределении учебной нагрузки. Как уже неоднократно повторялось, тщательное планирование является непременным условием успешного домашнего обучения.
Планирование можно осуществлять как дедовским способом – при помощи бумажного ежедневника и/или расписания, в который вписаны все обязательные и дополнительные задания на какое-то время вперед (на неделю, месяц, учебную четверть, учебный год), так и при помощи компьютерной программы – электронного планировщика задач. Какой из этих способов проще – решать самим родителям. Кому-то проще планировать по старинке, делая рукописные записи на бумаге; кто-то предпочитает потратить время на то, чтобы ввести в специальную программу список задач и выставить приоритеты. Преимущество первого способа – мобильность: список задач легко корректируется. Преимущество второго способа – интерактивность: программа может вовремя напомнить ребенку о начале урока или его окончании, о списке задач на завтра или на неделю, и т.д. Родителям нужно приучить детей к тому, чтобы они помечали выполненные пункты в бумажном или электронном расписании, чтобы они сами учились оценивать свой темп обучения и корректировали его в зависимости от того, как они справляются с запланированными задачами.
В рабочие дни подростки на диалектическом этапе обучения, как правило, занимаются самостоятельно. Родителям следует несколько раз в неделю интересоваться, какой объем задач на неделю выполнен. В выходные дни (лучше в субботу утром) нужно устраивать тест-контроль по пройденному материалу (небольшую по объему контрольную работу, которая позволяет быстро определить уровень текущей подготовки ребенка): решить один-два примера по математике, написать проверочный диктант в 50-100 слов по русскому языку, выполнить тест по любому другому предмету на выбор, ответить на вопросы по прочитанной за неделю книге, пересказать учебный текст. Более серьезные контрольные нужно устраивать непосредственно перед аттестациями: ваш ребенок должен сперва отчитаться за изученный материал перед вами, и лишь потом – перед школой. Такой способ организации учебного процесса должен приучить вашего подростка к самостоятельности, с одной стороны, и к ответственности, с другой. Причем к ответственности, в первую очередь, перед семьей, и лишь потом – перед официальными инстанциями. Вы всегда должны напоминать ребенку, что он учится не для школьной ведомости, а для собственного развития и для выражения почтения (то есть, любви) к родителям.

При всех своих сложностях, промежуточные аттестации это всего лишь подготовка к основному этапу игры государственных чиновников с учениками и их родителями – к Государственной Итоговой Аттестации (ГИА). Согласно Закону «Об образовании», к ГИА допускают лишь учеников, имеющих оценки за все промежуточные аттестации по всем предметам.

 

Подготовка к Государственной Итоговой Аттестации (ГИА) в 9 классе

Между тем, значимость ГИА не следует переоценивать – эта форма контроля знаний столь же несовершенна и формальна, как и другие, только формы ее проведения более изощренны, а методы оценки результатов – более продуманы (при этом не всегда более эффективны). Хотя, конечно, определенную значимость ГИА придает то, что она (как и ЕГЭ) исполняет в современном обществе роль инициации, то есть обряда, знаменующего переход молодого человека на новую ступень развития. В самом деле, после прохождения ГИА подростки имеют выбор – остаться ли им в школе, выбрать профессиональную подготовку в колледже или вообще закончить обучение и пойти работать, начав таким образом взрослую жизнь.
Следует ли о нешкольникам относиться всерьез к этому обряду?
И да, и нет.
Да – потому что для них ГИА это, по сути, суперигра, на которой они должны продемонстрировать наработанные за предыдущие годы стратегии эффективного взаимодействия со школьной системой – а возможно, и свой собственный стиль этого взаимодействия.
Нет – потому что даже самая сложная игра остается формальностью, к которой не стоит относиться всерьез. Задача подготовки к ГИА и ЕГЭ для нешкольника и его родителей – это переиграть систему, победить ее же оружием.

Что для этого нужно?

Во-первых, относиться к ГИА как к прохождению квеста, а не к чему-то реально определяющего дальнейшую судьбу вашего ребенка. В самом деле, совсем завалить аттестацию вам не дадут сами же школьные работники — это негативно скажется на их отчетности. Надо понять, что вы обязательно пройдете это испытание независимо от ваших усилий (и даже если не будете готовиться ни минуты) – поэтому любая подготовка с вашей стороны вполне достаточна, сколько бы она не продолжалась. То есть, степень интенсивности подготовки и ее направление определяете только вы – здесь нет ничего обязательного для всех. Даже если пробники ГИА написаны неудачно – не пугайтесь: это проблема не вас, а школы. Получив негативные результаты, школьная администрация должна принять меры для того, чтобы улучшить свои показатели: то есть, провести серию подготовительных занятий, призванных исправить эти результаты.

Во-вторых, отказаться от желания непременно получить максимальный балл. Это ненужное честолюбие и совершенно нерациональное использование ресурсов (сил и времени ученика). Совершенно бессмысленно и затратно стремиться выполнить непременно все задания контрольной работы, ответить на все вопросы теста. Стремление получить 100 баллов из 100 возможных не только нерационально, но и попросту вздорно. Во-вторых, нужно заранее представить, сколько баллов вы хотите набрать и выработать эффективную стратегию их получения. В самом деле, ученику следует стремиться набрать столько баллов, сколько необходимо для поступления на интересующий его факультет избранного учебного заведения – не более и не менее. Для того, чтобы набрать эти баллы, нужно выполнить ряд заданий – благо, каждый вариант теста или контрольной включает в себя те или иные типовые задачи. В процессе подготовки необходимо определить, какие задания даются вашему ребенку проще и постараться развить навык их выполнения до совершенства. Остальными заданиями можно с легкой совестью пренебречь и вообще не тратить времени на попытку их решить.

 

Ниже я привожу список основных вопросов, связанных с ГИА.

 

1. В какой форме проводится ГИА?

В этом году ГИА включали в себя 2 письменных обязательных экзамена – русский язык и алгебру, и два устных по выбору учащегося. Судя по информации, представленной на официальном сайте ЕГЭ, в последующие годы ГИА будет проходит, как и ЕГЭ, в тестовой форме; более того, в России имеется ряд регионов, в которых ГИА уже несколько лет проводится в тестовой форме. Однако, в большинстве регионов, в том числе в Петербурге, это пока не так, и экзамены проводятся в традиционной форме: в виде изложения по русскому языку, контрольной по математике, устных ответов по билетам или защиты реферата по предметам на выбор. Как скоро произойдет окончательный переход к ГИА в форме теста, не знает никто. Информация о школьных аттестациях скрывается соответствующими ведомствами более тщательно, чем информация из области экономики, политики и даже обороны: директора школ не знают, в какой форме будет проводиться экзамен, до середины учебного года. Соответственно, подготовка к экзамену в указанной Министерством форме начинается только со второй половины года, несмотря на то, что в традиционной форме он, безусловно, проще, чем в тестовой.

Демонстрационный вариант ГИА-2010 по алгебре в тестовой форме можно посмотреть в интернете. Как видим, контрольная делится на 2 части: в первой 16 заданий, во второй – 5. Задания из первой части не требуют записи решения – достаточно обвести правильный ответ или вписать его в специально отведенную ячейку. Они считаются менее сложными и ниже оцениваются, чем задания из второй части. Их пять, и решение нужно сопровождать подробной записью хода решения. Они оцениваются выше и показывают лучший уровень подготовки ученика по сравнению с теми, кто справился только с заданиями из первой части.
Традиционный вариант экзамена по алгебре немного короче: он состоит лишь из 10 заданий, из которых 7 относится к части 1, и 3 – к части 2. Запись решения требуется для заданий из обеих частей.
На выполнение заданий как в традиционной, так и в тестовой формах отводится по 4 часа. При этом критерии оценки традиционного варианта куда более прозрачны, чем тестового: выполнение от 5 до 7 заданий из части 1 оценивается на «3», решение вдобавок к ним хотя бы одного задания из части 2 добавляет ученику один балл, решение 2-3 – еще два балла. Критерии оценивания работы в тестовой форме куда сложнее и запутаннее; попробовать в них разобраться можно тут: http://www.samarov.ru/math/mathgia/9gm2008ans.pdf

Демо-версию ГИА-2010 по русскому языку в тестовой форме вы также найдёте в сети . Контрольная работа состоит из трех частей: первая включает сжатое изложение (от 90 знаков) дважды прочитываемого текста, вторая – лингвистический и грамматический анализ второго отрывка и вопросы по нему (из них 6 заданий даны с выбором ответа и 14 – с краткой записью ответа). Уровень вопросов примерно таков: «Из предложений 6-7 выпишете слово с чередующейся гласной в корне», «Выпишите грамматическую основу предложения 11» и т.д. Третья часть представляет собой сочинение-миниатюру (от 50 знаков) на грамматическую или лингвистическую тему. Примерная тема: «Для чего нужны знаки препинания?»
Экзамен в традиционной форме намного проще: он состоит из подробного изложения прослушанного текста (порядка 400 знаков) и развернутого ответа на вопрос по тексту.

Критерии оценки заданий по русскому языку не совсем прозрачны: она зависит не только от отсутствия орфографических, пунктуационных и речевых ошибок в обеих частях , но и от близости изложения к исходному варианту текста и от содержательности ответа на вопрос. При этом критерии такой оценки – чисто субъективные, что также снижает объективность оценки за ГИА по русскому языку.

Предметы на выбор сдаются также либо в тестовой, либо в традиционной (билеты) форме. Демо-версии всех предметов по выбору можно найти тут: http://www.resolventa.ru/demo/demo.htm

2. Как готовиться к ГИА?

Для тех родителей, которые считают необходимым более серьезно подготовиться к итоговой аттестации, рекомендуется следовать нижеперечисленным советам.

Очевидно, что подготовиться к ГИА можно только в ходе освоения программы того или иного предмета по курсу средней школы. Это демонстрирует основную проблему 9 класса: ученик должен не только сдать аттестацию за текущий год, но и успеть подготовиться к аттестации за курс неполной средней школы. Это на порядок сложнее, поскольку для этого ученику предстоит вспомнить программу нескольких предыдущих лет обучения.
Это требует серьезного планирования учебной нагрузки и серьезного подхода к учебе. Оптимальным планом обучения в 9 классе будет такой, при котором все промежуточные аттестации сдаются не позднее конца третьей четверти (в конце марта), с тем, чтобы следующие 2 месяца целиком посвятить подготовке к ГИА.

Если учесть, что программа 9 класса является довольно сложной и насыщенной, можно считать целесообразным начать готовиться к ГИА еще в 8 классе – через периодическое выполнение посильных задач из сборников аттестационных заданий.

3. Что же могут предпринять родители нешкольников, желающие сэкономить на репетиторах и максимально взять на себя подготовку к ГИА?

Во-первых, следует приобрести учебные пособия, в которых приводятся варианты типовых заданий по ГИА. Для подготовки следует использовать сборники заданий для проведения ГИА в традиционной форме:
— Л. В. Кузнецова, Е. А. Бунимович и др., «Алгебра -9 класс, сборник заданий для проведения письменного экзамена»: http://www.ozon.ru/context/detail/id/124400/
— А. В. Кузнецова, «Ответы и решения к сборнику заданий для проведения письменного экзамена по алгебре»: http://www.ozon.ru/context/detail/id/3478930/
— Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова, «Русский язык – 9 класс, сборник текстов для проведения письменного экзамена»: http://www.ozon.ru/context/detail/id/85440/

Во-вторых, для экономии времени рекомендуется начать тренироваться в написании изложений с первых же недель обучения в 9 классе. Желательно до конца года проработать около четверти приведенных в сборнике текстов (для этого достаточно писать 1 изложение в неделю-две). Написание изложений можно чередовать с выполнением вариантов тренировочных тестов ГИА. Для того, чтобы уяснить систему и приобрести уверенность, достаточно проработать 10-15 вариантов ГИА.

В-третьих, желательно начать подготовку к ГИА по алгебре по ходу освоения курса 8 класса.
Как мы помним, изучение алгебры начинается в 7 классе с понятий линейной функции, одночлена и многочлена, с построения графика линейной функции, решения алгебраических уравнений с двумя переменными, арифметических действий с одночленами и многочленами.
В 8 классе вводятся понятия алгебраической дроби, квадратичной функции и квадратного уравнения. Соответственно, ученики осваивают действия с алгебраическими дробями, изучают свойство квадратного корня, строят график квадратичной функции, решают квадратные уравнения и квадратные неравенства.
В 9 классе вводятся понятия и изучаются свойства множеств, систем уравнений, числовых функций, прогрессий.

Следовательно, начиная со второго полугодия 8 класса следует проводить регулярные занятия по повторению и актуализации материала 7 класса. Повторение материала 8 класса следует начинать не позже второго полугодия 9 класса. Для облегчения подготовки можно воспользоваться дидактическими материалами, размещенными на сайте учебного центра «Резольвента»: http://www.resolventa.ru/metod/modulsch.htm
Здесь можно найти подробные разъяснения основных тем курса алгебры с разбором алгоритмов решений типовых задач.

В-четвертых, желательно определить предметы по выбору и начать повторение материала курсов предыдущих классов в начале второго полугодия учебного года.

Для облегчения аттестации в качестве одного из предметов на выбор следует брать обществознание – подготовиться к этой аттестации и сдать экзамен на «отлично» сможет любой. Подготовку к обществознанию можно оставить на потом. В таком случае, ко второму предмету на выбор следует начать готовиться заблаговременно, чтобы не устраивать себе «аншлаг» в последние недели перед аттестацией: нужно повторить теоретический курс и прорешать полтора-два десятка типовых тестов.

4. Верно ли, что к для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ нужно обязательно нанимать репетиторов или поступать на специальные курсы?

Нет, не верно. Родители вполне могут обойтись без привлечения платных преподавателей – особенно, если они сами или их знакомые владеют сколько-нибудь углубленными знаниями по обязательным предметам, математике и русскому языку. Структура ГИА вполне прозрачна, особенно в традиционной форме – да и в тестовой форме испытания по основным предметам не отличаются особой глубиной и сложностью. Пройти их может любой среднеподготовленный ученик, и совершенно не нужно для этого привлекать дорогостоящих репетиторов.

 

Бонусы и пожелания

В качестве иллюстрации к поднятой в статье теме о стратегии игр вообще игр с государством в частности от души рекомендует познакомиться с двумя японскими фильмами, просмотр которых может изрядно скрасить будни подготовки к очередной аттестации, ГИА или ЕГЭ:
1. «Драгон Закура» — сериал о победной стратегии поступления в престижный университет, которую постигает группа тупиц и неудачников.

«Игра Лжецов» — сериал о победных стратегиях поведения в условиях навязанной игры, из которой нет выхода: http://eaon.ru/index.php?newsid=47

Несомненно, оба эти фильма способны не только развлечь утомленную активной подготовкой к ГИА семью, но и дать много продуктивных подсказок. На этом позвольте закончить этот длинный рассказ. Приятного вам просмотра – и удачных аттестаций!

Наталья Геда.

6 комментариев к статье "Все об аттестациях — семейное образование"

  1. Анна пишет:

    Большое спасибо за ценные ссылки и за «рабочую (деятельную) веру» в то, что тот, кто трудится по-настоящему, тот обязательно заслужит если и не высокий балл у понимающего проверяющего (бывает и такое!), то хотя бы собственное радостное приближение к истине!..
    Моё чадо недавно прошло аттестацию за год (вперёд). Результат «пугающе» хороший (в нашей стране ведь даже добро вызывает подозрение у того, кто его получает: «Наверное, что-то тут не так?..»). Учителя (все новые) отнеслись очень доброжелательно, но и ребёнок не подкачал: знает всё (по программе) и даже сверх. Согласна с Натальей: проблема в том, чтобы в очень короткий срок показать себя наилучшим образом. Значит, родители должны себя обеспокоить «режиссурой» (в данном случае школа — «зритель»). Не люблю коллекционировать «бамажки», но … портфолио значительно облегчает «жисть»… А ещё способность самого ребёнка рассказать о своей работе (с помощью клипов-презентаций) — трезво, без бахвальства, с правом на «оставление» проблем и вечных вопросов. Буду очень признательна, если кто-нибудь даст ссылки на проверенные интернет-олимпиады (в т.ч. и вузовские). Ребёнок участвовал в прошлом году — и себе удовольствие, и диплом в «копилочку». Спасибо школе — вовремя проинформировала!
    Наталья, а как Ваш ребёнок сдал ГИА? Какие конкретные проблемы высветились?

  2. Наталья Геда пишет:

    ГИА Лиза сдала разнообразно. Алгебру — на три, русский и историю — на 4, обществознание — на 5. При этом считаю, что по математике и русскому Лиза была подготовлена лучше, чем показали тесты (по истории, кстати, хуже — просто повезло). Во всяком случае, в художественно-реставрационном лицее, в котором она учится сейчас, все контрольные по всем предметам предметам Лиза пишет на пятерки, и еще успевает помогать одногруппникам. Так что справедливость в данном случае явно не на стороне ГИА.

  3. Наталья Геда пишет:

    Проблемы высветились те, что перечислены в статье — все, что я писала, писалось по «горячим следам».

  4. Анна пишет:

    Молодец девочка! Вы правы: цифирь не показатель. И Вы молодец, что сумели так точно и глубоко («ничего личного») обобщить опыт (свой и дочки). А пришлось обращаться к репетиторам? Или всё сами? Есть ли у Лизы время, чтобы высказать своё мнение по поводу ГИА?
    … Сказала своему чаду о существовании в Москве «художественно-реставрационного лицея»… «Эх, всё-таки столица… В такой лицей я бы вприпрыжку побежала…»

  5. Наталья Геда пишет:

    Анна, мы ни разу за все время нашей домашней учебой не прибегали к помощи профессиональных репетиторов. НО! и большое «но», наверное — у меня много друзей, специалистов в своих областях, которые периодически помогают наладить обучение по тому или иному предмету — есть консультанты по математике, химии, иностранному языку, музыке, ремеслу — да и сама я в прошлом преподаватель русского и литературы, в конце концов… С другой стороны, у большинства из них не было никакого опыта преподавания , они просто пытались на своем уровне помочь справиться с проблемами, и делали это не постоянно, а лишь в самых сложных ситуациях — так что, можно честно утверждать, что никакого репетиторства в нашем случае не было — мы и на консультации-то ходить начали только непосредственно перед ГИА . Что, кстати, было полезно .
    Мнение Лизы по поводу сдачи ГИА спрошу, когда она с учебы вернется — возможно, найдет минутку написать комментарий.

    А лицей наш не в Москве — мы из Санкт-Петербурга. Да, Вы правы, наличие таких лицеев, как наш ХРПЛ, подкупает даже такого непримиримого противника гособразования, как я. С другой стороны, среднее общее и профессиональное образование — это две большие разницы, даже сравнивать нечего. На мой взгляд, задерживаться в старших классах школ сейчас не имеет никакого смысла — если есть иной выход в виде того же профобразования. Если я правильно понимаю, его также можно получать экстерном или дистанционно — могу узнать подробнее.
    23.09.2010 11:01 | Наталья Геда
    Да, и еще пикантная «деталь» — пробники ГИА (которые обычно за месяц или полтора до собственно экзаменов) Лиза написала безобразно — на 2 (математику) и 3 (русский). Правда. не одна она — такие результаты были 90% учеников в классе. Следующие недели были очень наряженными — Лиза училась, фактически, все время с короткими перерывами на сон и еду. Ничего, справилась:) Так что, провал на пробниках ГИА — в самом деле не катастрофа. Не нужно паниковать, практически никакие промежуточные оценки — не показатель. Не говоря уже об окончательных:)

  6. Борис пишет:

    Небольшая поправка — школа сама выбирает, в какой форме проводить ГИА.
    Я работал в школе 2 года.
    На мой взгляд ГИА по информатике легче сдать в форме ЕГЭ (тесты).
    Минимальная зависимость от препода, подготовится — не проблема.

    Рассчитывать, что школа захочет улучшить показатели не стоит — школа может «создать прецедент», демонстрируя, что семейники не учатся и не способны сдать простейшие тесты.
    Так-то.